ТЕКСТ И ФОТО: Ия Шагинян
– Гляди-ка, какие люди предусмотрительные, на отдых со своими тазиками летят, – мой знакомый ткнул пальцем в народ, толкущийся перед турникетами контроля.
– А мы почему об этом не подумали?
Зеленые пластмассовые тазы оказались очередным этапом проверки безопасности перед посадкой на самолет. Допуск был как на секретный объект или в лечебницу для душевнобольных: в тазик складывались ботинки, куртки, ремни от брюк, подтяжки, все колюще-режущие предметы…
В Минеральных Водах мы приземлялись под накрапывающий дождик. Желтый «ЗИЛок» советских времен лихо докатил нас до пункта выдачи багажа – прямоугольного сооружения из гофрированных жестяных листов. Они не подходили друг к другу по размеру, а потому через щели в местах скрепления уже можно было начинать наслаждаться красотами природы и свежим воздухом. Часа через полтора раритетный трактор вывалил посреди зала кучу рюкзаков и лыж (для следующей поездки обзаведусь чехлом с поролоновой подкладкой). Выходили в узкую дверь по одному, номерами на билете доказывая собственность багажа.
Сразу на выходе нас «подрезали» настоящие «горские» таксисты. Самолет с москвичами явно взбудоражил их психику: в глазах стояли цифры, а руки уже подхватывали багаж и за плечико направляли к своей «ГАЗели». Торговаться можно было только в большую сторону. На сумму меньшую, чем они называли, таксисты дулись как дети, у которых отобрали игрушку.
До Домбая было еще 180 километров. Мы ехали по широким полям с зеленеющей озимой пшеницей (напомню, на календаре – январь), светило яркое солнце, и на заправках стояли наряженные новогодние елочки. Горы белели вдалеке…
Вдоль дороги тянулись селения, сначала достаточно крупные, потом все меньше и беднее, пока, наконец, не превратились в три сакли на несколько десятков километров. Чем выше мы поднимались в горы, тем чаще стали попадаться заброшенные конные фермы: длинные бараки с дырами вместо окон, провалившейся крышей и облупившимися стенами. Вокруг понуро бродили тощие лошади, правда, в большом количестве. Как рассказал нам шофер, в былые времена эти места славились своими породистыми лошадьми.
А еще… Еще там паслись коровы!!! Ростом они были с наших телят, но очень пушистые, почти как белки. Я даже несколько опешила от вида их мохнатых ушей. «Горные» коровы тоскливо вытаскивали из под снега траву. Те, что посмекалистей, жевали сено под навесами (погода позволяет местным жителям оставлять сено прямо на улице, соорудив над стогами нечто похожее на крышу).
В каком-то ауле к нам под колеса мальчишки бросили мяч, водитель резко ударил по тормозам.
В середине пути мы остановились на вершине перевала, откуда был виден Эльбрус. От вида гор и ощущения свободы просто дух захватывало.
Поселок Домбай оказался шумной цветной ярмаркой. Повсюду гирлянды свитеров, платков, мохнатых шапок. Люди делились на тех, кто шел кататься и тех, кто возвращался с горы. В общем – все с лыжами, все туристы. Остаток первого дня ушел на заселение в номер, сил едва хватило на ужин.
Последний бутерброд был в самолете, а потому слова в меню вызывали прямо-таки спазмы, отсюда невоздержанность: например, «хычином» (пирожок с мясом, картошкой или сыром, как объяснила нам официантка) оказался полноценный пирог, размером с тарелку. Сгоряча мы взяли каждому по штуке, в результате ели их несколько дней.
* * *
На следующее утро мы решили долго не спать (по понятиям отпуска) и в 9 часов уже были на завтраке. Гостиничная еда – это отдельная история. Собирая по тарелке жидкое картофельное пюре, мы вспоминали детские сады и школьные завтраки времен совдепа. Но решили не обращать на это внимание, не за этим же мы, в конце концов, ехали. Как оказалось – правильно сделали, потому что впереди было более серьезное испытание.
В очереди на первую линию подъемника (всего их 5) мы простояли около двух часов (!!!) и со скандалом кое-как влезли в вагончик. Спустя еще полтора часа, когда я подъезжала к вершине, меня потряхивало от бешенства, а людей хотелось растерзать, если они приближались ближе, чем на 10 метров.
Два спуска и в надвигающихся сумерках я перестала видеть трассу. От разочарования хотелось сесть на снег и расплакаться. Пришлось плестись обратно к канаткам, чтобы спуститься в гостиницу. На спуск было потрачено еще два часа.
Зато оторвались на ужине. Чего-чего, а кормят в местных кафе на славу: и на порции щедрые и вкус великолепен. Лагман, форелька, шашлыки и еще миллион блюд с кавказскими названиями. Правда, ждать иногда долго приходится, а то, бывает, путают названия блюд, в счетах ошибки, но – это вам не московский ресторан, тут народ «институтов не кончал».
* * *
Утром подскочили в 7 часов. Завтракали с закрытыми глазами и в полном снаряжении (тяжелые ботинки не давали закинуть ногу на ногу).
Наученные горьким опытом, мы решили не идти на вагончики, а испробовать кресельную ветку. До верху добрались как пули, не прошло и полутора часов! Настроение заметно поднялось – жизнь, кажется, налаживается!
Вскоре пошел снег и трассу опять стало не видно. Снег – это мягко сказано, скорее метель. На расстоянии трех метров предметы пропадали.
А кататься приходилось, замотавшись, как бедуин.
Но это уже мало беспокоило. Вокруг были горы, много снега, воздух (поднимаясь каждый раз на вершину я «нюхала воздух», старалась как можно отчетливее запомнить его вкус). И длинный спуск… где-то положе, где-то покруче, но широко-о-о-о.
Метель прекратилась также неожиданно как и началась. Как занавеску отдернули. В это время начался закат. Небо, горы и все вокруг каждую секунду меняли свою окраску.
На обратном пути уже около подъемника мы встретили ослика. Это чудо находилось на высоте 2500 метров, аккурат, у подъемников: забавлял возвращающийся с катаний народ. Ослик как должное принимал внимание публики, ел конфеты и только.
* * *
На завтрак давали булочки, твердые как сама жизнь. Моя подруга радостно постучала ими об стол и засунула в карман со словами: «Как раз, будет чем ослика угостить». У нас возникла мысль: а что если булочки сразу предназначались для ослика?
Ослик демонстративно отказался от булочки. Кажется, он даже оскорбился.
В последующие дни мы перестали обращать внимание на какие бы то ни было бытовые неудобства, приноровились к расписанию подъемников и отдыхали как следует.
Народ в нашей небольшой компании подобрался весьма «разношерстный». Кто-то занимался горными лыжами профессионально, кто-то катался первый год, а были и такие, кто впервые встал на лыжи на Домбае. Последние обучились довольно быстро: для того, чтобы сносно стоять на лыжах им хватило одного спуска. Но обучение было жестким.
Однако потом горнолыжные «чайники» крайне поразили «бывалых». В те дни, когда соблазн остаться в номере был очень велик, именно «чайники» мобилизовали всех и вытаскивали-таки на гору. К слову сказать, после поездки в полку страстных любителей горных лыж прибыло.
* * *
Почти все кресельные подъемники рассчитаны на двух пассажиров, а потому каждый подъем дарил новое знакомство, например, инструктор Магомет, который третий год здесь тренирует семилетнюю девочку. В прошлом году его воспитанница заняла призовое место в Австрии. От соседей по креслу я узнавала, что сейчас твориться в Приэльбрусье (многие, покатавшись там, на обратном пути заезжали на Домбай). Мне рассказывали, что представлял из себя Домбай 12-20 лет назад.
Те, кто уставал кататься на лыжах, разнообразили свой отдых конными поездками на «Кладбище Альпинистов» через минеральные источники, парились в бане или просто наслаждались местной кухней.
Многие ругают кавказкие горнолыжные курорты. В длинной очереди на подъемник не раз приходилось слышать, что это первая и последняя поездка на Домбай. Не скрою, мне и самой в первый день хотелось разделить их мнение. Везде можно найти черное, но… лучше искать белое :) Стоит посмотреть вокруг: на горы, на заснеженные елки, на трассу, наконец, ради которой ты приехал!
Другие впечатления:
Один день в Ле Же
Шамони глазами любителей
Фоторепортаж: Шамони и Белая Долина
Соревнования по фрирайду в Красной Поляне
Ski, Girls&Rock'n'Roll
Кубок мира живьем
В гостях у Райхов-2
Хорошо! или В гостях у Райхов
Ледниковый период
Неожиданная Швейцария
Камчатка: полный улет
И снова Камчатка: фоторепортаж-2
Камчатка: фоторепортаж
Камчатка: прямой эфир
Ле Дез Альп, Ля Грав, Веноск. Часть 2
Ле Дез Альп: фоторепортаж, часть 2
Ле Дез Альп: фоторепортаж, часть 1
Ле Дез Альп: второе свидание
Заражение целиной
Обсудить в форуме