ТЕКСТ: Дмитрий Гольданский
ФОТО: Дмитрий Гольданский, Алексей Горшенин
Впервые я услышал про PARADISKI два года назад. Мы катались в регионе Сан-Жерве. Было очень хорошо, но это другая тема. Приемом группы занимался Игорь, человек с внешностью южноамериканского индейца. Вот его я и спросил, какое место он считает лучшим во Франции. Ответил он не задумываясь — Лез Арк, который как раз только что был объединен с Ла Планью двухпалубным подвесным супервагоном в единую зону катания Paradiski. Хорошее название. И запал я на это место заочно.
В следующем, 2005-м году в горы съездить вообще не удалось. И вот, наконец, наша дружная компания (человек 20) летит в Гренобль и далее трансфер в Пейсей-Валандри (Peisey-Vallandry) – сектор Лез Арка, примыкающий непосредственно к уже упомянутому супервагону Vanoise Express, везущему в Ла Плань. Теперь этот край географии Лез Арка стал центром объединенного региона. Поселиться в Валандри советует Ю. Бугельский в 3-м выпуске Ski Guide. Забегая вперед, отмечу, что, уже освоив весь регион, мы единогласно решили, что самые лучшие красные трассы расположены именно здесь, открытые в верхней части и лесистые ниже, всегда отлично подготовленные, без траверсов и с перепадом до 700 м. Знакомые дамы, которые жили в Арке 1600, кататься приходили в наш сектор.
Гренобль встретил нас дождем и туманом. Трансфер затянулся из-за снегопада, пробок, как следствие, и еще из-за чего-то, типа разгильдяйства принимающих. А, учитывая, что из Москвы мы вылетали в 6.30, все были злые и усталые. Хотя, не такие уж и злые, т.к. было чем напряжение снимать.
Прибыли в наш План Пейсей часов в 8 (местного) . Магазины уже закрыты, в ресторанах места забронированы все заранее, но у нас же все с собой было. А аппартаменты отличные: резиденция L’Arollaie 4*. Аквакомплекс — сауна, хамам и бассейн небольшой с джакузи. Стеклянная стена на закат. Вид на горы роскошный, подъемники рядом. Что еще для счастья нужно? А нужна для счастья, прежде всего погода хорошая. За погоду надо чаще выпивать. Это все знают.
Наши 13 дней по погоде разделились пополам. Первую неделю погода была весьма средней. И туманы, и снегопады очень обильные, но и ясных два дня было. Вообще катание неплохое было, кроме одного дня, пожалуй. Снегу свежего насыпало с полметра, не меньше. В снегопад как-то по-особенному тихо бывает. Плывешь в кресле среди заснеженного леса в этой ватной тишине… А вот вторая неделя наша оказалась просто как подарок. Легкий морозец и абсолютно безоблачное небо. Масса свежего снега. Условия - ну просто идеальные. Практически все склоны имеют северную экспозицию, и теплое мартовское солнышко их не топит. Это просто фантастика!
Если не валяться подолгу в кровати и побыстрее позавтракать, то можно выйти на гору в первых рядах. И… вот она перед вами — гора, трасса, отглаженная ратраками и ожидающая, как невеста вся в белом вельветовом платье или жених ( в угоду женщинам), одетый в белоснежный вельветовый костюм. И идешь когда по такому склону, кажется все тебе подвластно, и лыжи от одной только мысли все сами делают. Летишь, вздымая шлейф из-под задников, а душа поет, поет о том какой ты сам ловкий, техничный, красивый и гибкий. Да! Это не по Чегетским или Тростянским буграм корячиться. Европа! С характерным шорохом лыжи оставляют первые дуги и змейки. Быстрее, быстрее… Пока народу еще немного можно погонять от души. Безостановочный спуск с перепадом метров 700. Кайф! Надо сохранить в себе это ощущение белого счастья, чтобы можно было вызвать его потом в сыром и мглистом городе.
А для любителей — пожалуйста, бугров сколько хочешь. Хорошо, когда есть выбор! Для разнообразия иногда даже очень приятно по ним покувыркаться. Желающих немало. Французы любят спускаться по просеке прямо под опорами канаток. Почти везде раскатывают. Вообще средний уровень катающихся , пожалуй самый высокий в Европе.
Обычно, спустившись 3-4 раза по своим домашним трассам, мы по одному из траверсов переходили в район Лез Арка 1800. Но крутизны там явно не хватает. Склоны — это огромные плоские поля, и есть только одна приличная красная трасса вдоль гондол Transark, на которых мы и поднимемся наверх. Спускаться можно по трем направлениям: 1) обратно в Арк 1800, 2) к нам, в Валандри или 3) в сторону Арков 2000 и 1950. В принципе, пройдя длинный траверс выше Арка 1800 можно выйти и в Арк 1600. Но любителям ski-safary лучше спуститься ниже Арка 1950 по приятной синей трасске, а оттуда подняться на медленной креселке вдоль сильно бугристой черной трассы, не имеющей более гуманных обходов, на Les Deux Tetes 2260 и, перевалив через гребень, уже спуститься в Арк1600. Красота там наверху совершенно феерическая. Спуски различной сложности. Можно пройти по синему Мон-Блану, а можно по красной Cachette. Это, кстати, единственная канатка, по которой можно выбраться из Арка 1600. Могут быть, конечно и другие варианты. Заблудиться достаточно сложно, т.к. везде стоят указатели. Надо только хорошо представлять себе, что вы хотите.
Для любителей внетрассового катания, целинного снега и бугров, возможности просто неисчерпаемы. Над Арком 2000 есть действительно сложные, очень крутые и изрытые склоны, на которые можно попасть с гондолы. Вообще к недостаткам я бы отнес то, что много сложных, крутых трасс имеют в качестве альтернативы только серпантины и полки, а не склоны средней крутизны.
Из Арка 2000 на гондоле и маятнике можно достичь высшей точки региона Aigulle Rouge — 3226, и оттуда спуститься в Villaroger (1200), взяв за раз 2 км чистого перепада. Это ли не прекрасно? Villaroger — это край географии Лез Арка. В течение дня можно, не торопясь и катаясь на, приглянувшихся склонах по пути добраться туда, посидеть в очень приятном ресторанчике, попить пивка и вернутся обратно.
Ближе к 4-м часам народу становится меньше, и склоны, освещенные косыми лучами заходящего солнца, напоминают мне вечерний пустеющий пляж. И, возвращаясь назад, хорошо еще пару раз сойти по своему домашнему склону и спуститься прямо к дому. Только дорогу перейти останется.
Ла Плань понравилась меньше. Хотя, если забраться подальше, и из Плань Центра подняться гондолой на вершину Gde Rochette(2505),
то оттуда можно спуститься в Champagny en Vanoise — самый дальний угол Ла Плани. Трассы этого склона имеют пугающие названия Камикадзе и Харакири. Они действительно достаточно интересны и, местами, круты, но хорошо подготовлены, и ничего страшного в них, конечно, нету. Одним словом трассы великолепные. Мы называли их японскими. Единственный их недостаток — это южная экспозиция. Растаят они быстро под солнцем. На противоположном склоне широкого ущелья прекрасно смотрится Куршевель. Прямо весь, как на ладони лежит. На этом я закончу описание прелестей лыжного рая, тем более, что это сделано уже Ю. Бугельским очень обстоятельно и грамотно.
С 1997 года катаюсь я на европейских курортах, и каждый раз, возвращаясь, думаешь, что только что закончившийся тур и был лучшим. Правда , я шел по возрастающей шкале — от Андорры через Италию и Австрию к Франции. Сейчас мне кажется, что я действительно знаю, какое оно, райское катание. Человек, катавшийся во Франции и в Трех долинах, и в Валь д’Изере, и в Морзине, считает, что Арки с Планью — это лучшее. Может, вернуться?
Адаптируя классику Визбора ко дню сегодняшнему, можно спеть:
Нас провожает с тобой
Гордый красавец Монблан
Нас ожидает с тобой
В аэропорт автобан
Вот и закончился тур
Помни и деньги копи,
Чтобы опять через год
Счастья немного купить.
Посмотреть все фотографии Лез Арк - Ля Плань
Другие впечатления:
Обертауэрн: по следам "Битлов"
Горнолыжная весна
Сказка Лез Арка
Один день в Ле Же
Шамони глазами любителей
Фоторепортаж: Шамони и Белая Долина
Соревнования по фрирайду в Красной Поляне
Ski, Girls&Rock'n'Roll
Кубок мира живьем
В гостях у Райхов-2
Хорошо! или В гостях у Райхов
Ледниковый период
Неожиданная Швейцария
Камчатка: полный улет
И снова Камчатка: фоторепортаж-2
Камчатка: фоторепортаж
Камчатка: прямой эфир
Ле Дез Альп, Ля Грав, Веноск. Часть 2
Ле Дез Альп: фоторепортаж, часть 2
Ле Дез Альп: фоторепортаж, часть 1
Ле Дез Альп: второе свидание
Заражение целиной
Обсудить в форуме