главная письмо главная горнолыжные курорты фотографии горнолыжных курортов горнолыжный форум
новости горнолыжные курорты Швейцария впечатления экипировка кубок пресса apres девичник магазины контакты
  главная письмо фотографии горнолыжных курортов горнолыжный форум горнолыжные курорты
 
 
Закон горнолыжного тяготения

Мы беседуем с редактором журнала “SKI/Горные лыжи”, обаятельным и весьма известным в горнолыжном мире человеком, профессиональным инструктором, автором и исполнителем песен Георгием Дубенецким.

– Как говорил кот Матроскин – «а я еще и на машинке могу, и вышивать…» - то есть, в отличие от кота, еще и редактор сайта «Справочник горнолыжника» www.skis.ru, фотограф, член оргкомитета Фестиваля авторской песни» Чегет-2004»… В общем, разбрасываюсь.

- Как давно ты катаешься на горных лыжах?

– Страшно сказать: в наступающем сезоне в январе будет (тьфу-тьфу-тьфу!) уже четверть века… В институте занимался туризмом, и как-то раз руководитель альпинистской секции предложил мне путевку в горы на зимние каникулы. А я к тому моменту уже побывал летом в горных походах по Алтаю, по Кавказу, и влюбился в горы. Путевка в те времена со скидкой для студентов стоила 18 рублей на 2 недели, билет в плацкартный вагон – еще столько же. Так я очутился в альпинистском лагере «Алибек».

- Когда это увлечение переросло для тебя в профессию и почему?

– Лет десять назад у меня появилась возможность выписывать горнолыжные журналы на английском языке, потом я начал пользоваться интернет и электронной почтой, создал свой сайт. Я лыжи и горы очень люблю. Но мне кажется, дело еще и в том, что я всегда пытаюсь во всем как следует разобраться – я ведь инженер по образованию, и по роду деятельности до журналов. Начал потихоньку переводить и писать какие-то материалы, на вопросы отвечал… Но это все было, что называется, «для души», параллельно с работой начальником сервиса в крупной фирме. Потом Иван Исаев, главный редактор журнала «Лыжный Спорт» предложил попробовать писать для журнала. Получилось. Кстати, я Ивану очень благодарен, если бы не он – думаю, я в журналистику не перебрался бы. Потом была работа редактором в двух журналах, максимально далеких от горных лыж, а полтора года назад я очутился в журнале «Горные лыжи».

- Как часто тебя можно встретить в Помосковье и где именно? Если ли любимые места?

– По-моему, ни одних выходных за прошедший сезон не пропустил. В основном катался в «Узком», там по выходным есть такое время, когда можно вообще без очереди час покрутиться. Бываю в Шуколово, в клубе Леонида Тягачева, в Сорочанах, в парке «Яхрома». Любимое место – пожалуй, клуб Леонида Тягачева. Там, на мой взгляд, сейчас из подмосковных склонов народ лучше всего катается. Много спортсменов из бывших членов сборной бывает, да и тех, кто сейчас выступает, там можно встретить. Соответственно те, для кого лыжи – способ проявления своей крутости, здесь просто не могут ничего показать – сразу видно, что кататься человек не умеет. И такие псевдо-лыжники уезжают в другие места. Да и порядок здесь четко отслеживается – никаких сидящих поперек склона личностей нет, в очереди никто по лыжам не лезет. Обстановка на склонах очень хорошая.

- Где и как часто удается покататься в “больших горах”? Какие твои предпочтения? Если ли “горы мечты” - места, в которые непременно хотелось бы вернуться или просто побывать?

– С недавнего времени удается выбираться в «большие горы» пару раз за сезон, если совсем повезет – то и три раза. Предпочтения – очень сложно сказать. Везде хорошо по-своему. Мне нравится и в Кировске, и в Красной Поляне, в прошлом сезоне побывал в Ла Плань – просто потрясающий регион. Фантастическое катание в лесу, совершенно изумительная подготовка трасс даже возле нижних станций, что не совсем обычно для Французских регионов. Хотя может быть, мне просто повезло. А в Шамони другое нравится - очень уютно, вечером приятно прогуляться после катания по городку, да и Белая Долина – это просто сказка, как там красиво! Туда просто ради этого одного спуска нужно съездить. В Бад Хофгаштайне после катания пройтись в термальный комплекс, порелаксировать там в подводном кинотеатре - просто супер. Итальянские пейзажи, куда ни глянь – подъемники… На самом деле я в любое место, где побывал, готов вернуться – везде по-своему хорошо. Иначе бы туда никто не ездил, разве не так? А побывать хочется везде. Боюсь, жизни не хватит. Денег, впрочем, тоже.

- Куда хочешь поехать в грядущем сезоне? Почему?

– На первом месте – Цей. Я там был очень давно, а сейчас очень сильно все изменилось – появились небольшие и, по отзывам очевидцев, очень уютные гостиницы. Там поставили новую парнокресельную дорогу, и это при том, что старая гораздо моложе подъемников в Приэльбрусье или Домбае. Ратрак купили, начали трассы обрабатывать. Но самое главное – там какая-то совершенно особенная аура. И абсолютно дикое ущелье - одна полузабытая деревня и человек 250 катающихся. А за границу – пока не решили, Австрия или Италия. Для нас – а мы в большие горы всегда стараемся семьей съездить - размер курорта и количество трасс решающим фактором не является. Должна быть какая-то изюминка…

- Ты много лет работал инструктором. Скажи, как правильно его выбирать? Нужен ли он вообще или спортивный человек может подглядеть и научиться сам?

– Если хочется научиться кататься экономично, красиво, по любому состоянию снега, и по трассам и вне трасс – инструктор необходим. Дело совсем не в физической подготовке, хотя у тех, кто себя поддерживает в форме, и координация движений лучше, и зачастую чувство равновесия или привычка к скорости лучше развиты, чем у тех, кто отдыхает, просто релаксируя. Инструктор научит, и как со снаряжением обращаться, и какие движения необходимы, а какие лишние, и какие-то психологические барьеры поможет преодолеть, и ошибки увидит и поможет их исправить… Я в рамках интервью не буду все причины перечислять – их, наверное, десятки – я даже как-то шутливую статью на эту тему писал. Научиться как-то спускаться с горы на лыжах, причем быстро, можно и без инструктора. И удовольствие будешь получать. А вот правильно – то есть экономично, безопасно, красиво… - даже и с хорошим инструктором потребуется много времени. А без инструктора это просто невозможно – ведь мы не видим себя со стороны, соответственно, нам кажется, что мы все делаем правильно, а на самом деле это совсем не так. Да и многие движения практически незаметны, и если тебе никто не объяснит, что нужно сделать, никогда и не догадаешься, почему у одного лыжника лыжи идут четко по плавной линии поворота, а у другого, который вроде все то же самое делает, скользят боком, и сам он на лыжах держится как-то криво. Кстати – красивое катание – это не самоцель. Если видишь, что лыжник катается красиво, значит – его катание экономично, эффективно и в рамках определенной техники правильно. Нет хаотичных движений, руки именно там, где они, с точки зрения эстетики, и должны в настоящее время находиться… Много мелочей. А некрасиво катающийся человек почти наверняка не знает, что нужно делать, чтобы хотя бы не падать и не сбивать других людей. Выбрать хорошего инструктора сейчас стало проще. Нужно искать его там, где работают хорошо подготовленные люди, окончившие не одну школу инструкторов. Имеющим доступ в интернет посоветую зайти на сайт snowpro.ru, а не имеющим – в Москве и Подмосковье сейчас на каждом курорте хороших инструкторов много. В тех местах, где ставят новые канатные дороги, тут же появляется организация инструкторов, и плохо работающих оттуда быстро вычищают – конкуренция существует и в этой области. А вот в старых регионах типа Приэльбрусья, Домбая, нужно искать местных гидов, их можно по рекомендациям в интернет найти – хотя бы в конференциях. Я, когда бываю в Приэльбрусье, хоть пару спусков стараюсь сделать со Славой Руничем, Кириллом Анисимовым – они работают гидами по фрирайду и даже тем, кто себя считает сильными лыжниками, у них есть чему поучиться. А тем, кто катается слабее, они хороших инструкторов посоветуют.

- На какой стадии инструктор нужнее - когда человек только начинает кататься или когда уже есть некоторый опыт?

– В обоих случаях. Оптимальный вариант – сначала взять несколько уроков, потом самостоятельное катание, потом снова занятия с инструктором, и так далее. Многие берут урок-другой, и им кажется, что они уже всему научились. И дальше происходит то, что называется «закатыванием ошибок» - поправить-то некому! Если не общаться с инструктором, прогресса или вообще нет, или он идет на порядок медленнее, и может быть, вообще совсем не туда, куда нужно. В результате человек умеет, скажем, спускаться по относительно пологому склону с хорошо укатанным снегом, и делает это даже красиво. Но стоит появиться свежему снегу – и все, толпы людей лежат в сугробах или в самых немыслимых позах ползут по колено в снегу. А если ты умеешь применить буквально несколько приемов, катание по целине превращается в полет, просто кайф. И сил хватит не на пару часов, а на весь день, который еще долго будешь вспоминать, как один из самых счастливых в своей жизни, причем не только горнолыжной. Или наоборот – гладкий обледеневший склон, очень жесткий. Умеешь «резать» - потрясающее удовольствие гарантировано. Не умеешь – и главной задачей становится доползти до конца трассы. Лес, бугры, крутые склоны, узкие кулуары, мокрая каша и снег с подламывающейся коркой – есть масса мест и состояний снега, для которых нужно использовать определенные приемы, которые при катанию по широкому подготовленному склону вроде и не нужны. А если ими овладел – то получаешь удовольствие и в таких условиях, при которых 90% лыжников сидят в барах. То есть я очень люблю бары, там тоже хорошо, конечно. Но как-то больше после того, как подъемники закрываются.

- В каком возрасте лучше и легче всего учить детей?

–Как только родители созрели для того, чтобы посвятить все время на склоне не себе, а ребенку. Это я без шуток. В Австрии мы однажды видели лыжника с соской, который стоял только потому, что ботинки у него доходили до середины бедер. Понятно, что ни о каком полноценном катании мамы и папы не могло быть и речи – мама выпускала ребенка, тот проезжал метров пять и попадал в объятия папы. В каждом случае, думаю, возраст индивидуален. Можно пробовать лет с трех, но точных рецептов дать не могу. Советов уже много давалось на эту тему, основной – определитесь для себя, что вы хотите: если вырастить будущего чемпиона – тогда отведите его в секцию как можно раньше, отдайте хорошему тренеру. Но готовьтесь возить его на разные склоны, к разным тренерам, готовить ему лыжи, покупать снаряжение, одежду, защиту, отправлять на сборы… Успех даром не достается, даже если ваш ребенок очень одарен. Хотите приучить его к зимнему отдыху – тогда санки, снегокат, снежные крепости, снежки. И горные лыжи. Все вперемешку. Сделайте так, чтобы он ребенок полюбил лыжи – я подхожу с этой стороны. Некоторые заставляют, через страх и слезы, иногда и палкой по попе, но мне этот метод не нравится. И обязательно наймите ребенку инструктора – тому тоже есть масса причин, взять хотя бы то, что вы и сами во время занятий сможете без помех покататься, и расстраиваться из-за неудач своего детеныша не будете. Хороший инструктор заинтересован в том, чтобы ребенку понравилось кататься, тогда родители снова принесут деньги, с большой долей вероятности, опять этому инструктору – это очевидно. Инструктор получает деньги, родители – ребенка, которому нравится кататься, и который прогрессирует.

- В горнолыжном мире ты известен не только как инструктор, редактор известного журнала, но и автор и исполнитель песен. Что это для тебя?

– Очень сложно ответить. Наверное, попытка рассказать другим о своих переживаниях, ощущениях. Я и в прозе тоже зарисовки пишу, но в песенках можно настроение подчеркнуть не только словами, но и музыкой, хотя, как пел Юрий Визбор, «…я гитарой не сильно владею, и с ладами порой не в ладах…» Ну, хотя бы тональностью и ритмом. Ведь бардовская песня - как своеобразный пароль, если человек на определенные фразы или зарисовки реагирует – значит, продолжаем разговор. Нет – значит, в этом не совпадаем. Хотя это, конечно, только один из моментов общения.

- Если ли у тебя любимые барды? Какие?

– Визбор. В первую очередь. Многие его вещи настолько мне близки, ситуации настолько «мои», что прямо какая-то мистика. Думаю, не у меня одного такие ощущения. Поэтому уже скоро полвека, как его песни поют, и, думаю, будут петь. Мне нравятся чуть ли не все его вещи – от «Мадагаскара» и других песенок начала пятидесятых, до «Цейской» и «Волейбола». И на концертах его посчастливилось бывать. Очень люблю песни, которые исполняет альпинист и бордер Сергей Бородин – когда удается пообщаться, он обязательно мне поет свои новые вещи, а я - ему. А уж если начать перечислять всех, в чьем творчестве нравится хоть несколько песенок – сайта не хватит.

- Почему, на твой взгляд, горные лыжи тяготеют именно к авторской песне и насколько это “ притяжение” реально существует?

– Какой серьезный вопрос – прямо таки философский. Наверное, в горах ты от суеты отходишь, начинаешь больше задумываться о больших вещах – любовь, вечность, кто ты на фоне этих великанов... Наступает время размышлений, раздумий. Ведь бардовская песня – она для тех, кто умеет слушать и у кого есть на это время. А в горах после катания как раз это время и наступает, а вокруг потрясающая красота, и небо близкое, и звезды здоровенные – такой лирический настрой. Но мне кажется, что раньше горы, лыжи и песни были связаны гораздо сильнее, чем сейчас. И в само понятие – горные лыжи – включалось очень многое, в том числе и песни Визбора. Пока для нас лыжи были доступны только в «наших горах», вечером была дорога или в единственный бар или – в альплагерях, например - только в соседний номер «на гитару», да и сама бардовская песня была под негласным запретом, что добавляло привлекательности этим посиделкам. Сейчас ритм жизни изменился, а поскольку горные лыжи стали модными, в горы (и в «наши», и в «ненаши») хлынул поток тех людей, которые в горах отдыхают от очень интенсивного зарабатывания денег. У них просто нет времени прислушаться к интонациям авторской песни, да и к самим лыжам они относятся, только как к фитнесу или развлечению. А ведь каждая бардовская песенка – это история, кусочек жизни, причем, как правило, совершенно реальной, и если ты кусок пропустил – концовка может быть уже совсем неинтересна. Думаю, что многие люди, живущие в современном ритме, видимо, просто «выпадают» из песни, они вспоминают какие-то несделанные дела, рука тянется к мобильнику… Да и других развлечений в горах прибавилось. Хотя я наверняка прав только отчасти. Ведь все мы, кто ездит в горы, очень разные. В этом году на Фестивале в зале гостиницы «Чегет» свободных мест не было, и принимали всех выступающих очень тепло, просто не хотели отпускать со сцены. Так что «притяжение» все-таки есть.

Продолжение следует...



Ссылки по теме:
Сайт Георгия Дубенецкого

   Интервью и статьи 
  Copyright 2003-2016 ©   Alina Trofimova    Карта сайта   Горнолыжные курорты   
skinet.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня