главная письмо главная горнолыжные курорты фотографии горнолыжных курортов горнолыжный форум
новости горнолыжные курорты Швейцария олимпиада в Корее 2018 впечатления экипировка кубок пресса apres девичник магазины контакты
  главная письмо фотографии горнолыжных курортов горнолыжный форум горнолыжные курорты
 
 
Закон горнолыжного тяготения

Мы беседуем с редактором журнала “SKI/Горные лыжи”, обаятельным и весьма известным в горнолыжном мире человеком, профессиональным инструктором, автором и исполнителем песен Георгием Дубенецким.

– Как говорил кот Матроскин – «а я еще и на машинке могу, и вышивать…» - то есть, в отличие от кота, еще и редактор сайта «Справочник горнолыжника» www.skis.ru, фотограф, член оргкомитета Фестиваля авторской песни» Чегет-2004»… В общем, разбрасываюсь.

- Как давно ты катаешься на горных лыжах?

– Страшно сказать: в наступающем сезоне в январе будет (тьфу-тьфу-тьфу!) уже четверть века… В институте занимался туризмом, и как-то раз руководитель альпинистской секции предложил мне путевку в горы на зимние каникулы. А я к тому моменту уже побывал летом в горных походах по Алтаю, по Кавказу, и влюбился в горы. Путевка в те времена со скидкой для студентов стоила 18 рублей на 2 недели, билет в плацкартный вагон – еще столько же. Так я очутился в альпинистском лагере «Алибек».

- Когда это увлечение переросло для тебя в профессию и почему?

– Лет десять назад у меня появилась возможность выписывать горнолыжные журналы на английском языке, потом я начал пользоваться интернет и электронной почтой, создал свой сайт. Я лыжи и горы очень люблю. Но мне кажется, дело еще и в том, что я всегда пытаюсь во всем как следует разобраться – я ведь инженер по образованию, и по роду деятельности до журналов. Начал потихоньку переводить и писать какие-то материалы, на вопросы отвечал… Но это все было, что называется, «для души», параллельно с работой начальником сервиса в крупной фирме. Потом Иван Исаев, главный редактор журнала «Лыжный Спорт» предложил попробовать писать для журнала. Получилось. Кстати, я Ивану очень благодарен, если бы не он – думаю, я в журналистику не перебрался бы. Потом была работа редактором в двух журналах, максимально далеких от горных лыж, а полтора года назад я очутился в журнале «Горные лыжи».

- Как часто тебя можно встретить в Помосковье и где именно? Если ли любимые места?

– По-моему, ни одних выходных за прошедший сезон не пропустил. В основном катался в «Узком», там по выходным есть такое время, когда можно вообще без очереди час покрутиться. Бываю в Шуколово, в клубе Леонида Тягачева, в Сорочанах, в парке «Яхрома». Любимое место – пожалуй, клуб Леонида Тягачева. Там, на мой взгляд, сейчас из подмосковных склонов народ лучше всего катается. Много спортсменов из бывших членов сборной бывает, да и тех, кто сейчас выступает, там можно встретить. Соответственно те, для кого лыжи – способ проявления своей крутости, здесь просто не могут ничего показать – сразу видно, что кататься человек не умеет. И такие псевдо-лыжники уезжают в другие места. Да и порядок здесь четко отслеживается – никаких сидящих поперек склона личностей нет, в очереди никто по лыжам не лезет. Обстановка на склонах очень хорошая.

- Где и как часто удается покататься в “больших горах”? Какие твои предпочтения? Если ли “горы мечты” - места, в которые непременно хотелось бы вернуться или просто побывать?

– С недавнего времени удается выбираться в «большие горы» пару раз за сезон, если совсем повезет – то и три раза. Предпочтения – очень сложно сказать. Везде хорошо по-своему. Мне нравится и в Кировске, и в Красной Поляне, в прошлом сезоне побывал в Ла Плань – просто потрясающий регион. Фантастическое катание в лесу, совершенно изумительная подготовка трасс даже возле нижних станций, что не совсем обычно для Французских регионов. Хотя может быть, мне просто повезло. А в Шамони другое нравится - очень уютно, вечером приятно прогуляться после катания по городку, да и Белая Долина – это просто сказка, как там красиво! Туда просто ради этого одного спуска нужно съездить. В Бад Хофгаштайне после катания пройтись в термальный комплекс, порелаксировать там в подводном кинотеатре - просто супер. Итальянские пейзажи, куда ни глянь – подъемники… На самом деле я в любое место, где побывал, готов вернуться – везде по-своему хорошо. Иначе бы туда никто не ездил, разве не так? А побывать хочется везде. Боюсь, жизни не хватит. Денег, впрочем, тоже.

- Куда хочешь поехать в грядущем сезоне? Почему?

– На первом месте – Цей. Я там был очень давно, а сейчас очень сильно все изменилось – появились небольшие и, по отзывам очевидцев, очень уютные гостиницы. Там поставили новую парнокресельную дорогу, и это при том, что старая гораздо моложе подъемников в Приэльбрусье или Домбае. Ратрак купили, начали трассы обрабатывать. Но самое главное – там какая-то совершенно особенная аура. И абсолютно дикое ущелье - одна полузабытая деревня и человек 250 катающихся. А за границу – пока не решили, Австрия или Италия. Для нас – а мы в большие горы всегда стараемся семьей съездить - размер курорта и количество трасс решающим фактором не является. Должна быть какая-то изюминка…

- Ты много лет работал инструктором. Скажи, как правильно его выбирать? Нужен ли он вообще или спортивный человек может подглядеть и научиться сам?

– Если хочется научиться кататься экономично, красиво, по любому состоянию снега, и по трассам и вне трасс – инструктор необходим. Дело совсем не в физической подготовке, хотя у тех, кто себя поддерживает в форме, и координация движений лучше, и зачастую чувство равновесия или привычка к скорости лучше развиты, чем у тех, кто отдыхает, просто релаксируя. Инструктор научит, и как со снаряжением обращаться, и какие движения необходимы, а какие лишние, и какие-то психологические барьеры поможет преодолеть, и ошибки увидит и поможет их исправить… Я в рамках интервью не буду все причины перечислять – их, наверное, десятки – я даже как-то шутливую статью на эту тему писал. Научиться как-то спускаться с горы на лыжах, причем быстро, можно и без инструктора. И удовольствие будешь получать. А вот правильно – то есть экономично, безопасно, красиво… - даже и с хорошим инструктором потребуется много времени. А без инструктора это просто невозможно – ведь мы не видим себя со стороны, соответственно, нам кажется, что мы все делаем правильно, а на самом деле это совсем не так. Да и многие движения практически незаметны, и если тебе никто не объяснит, что нужно сделать, никогда и не догадаешься, почему у одного лыжника лыжи идут четко по плавной линии поворота, а у другого, который вроде все то же самое делает, скользят боком, и сам он на лыжах держится как-то криво. Кстати – красивое катание – это не самоцель. Если видишь, что лыжник катается красиво, значит – его катание экономично, эффективно и в рамках определенной техники правильно. Нет хаотичных движений, руки именно там, где они, с точки зрения эстетики, и должны в настоящее время находиться… Много мелочей. А некрасиво катающийся человек почти наверняка не знает, что нужно делать, чтобы хотя бы не падать и не сбивать других людей. Выбрать хорошего инструктора сейчас стало проще. Нужно искать его там, где работают хорошо подготовленные люди, окончившие не одну школу инструкторов. Имеющим доступ в интернет посоветую зайти на сайт snowpro.ru, а не имеющим – в Москве и Подмосковье сейчас на каждом курорте хороших инструкторов много. В тех местах, где ставят новые канатные дороги, тут же появляется организация инструкторов, и плохо работающих оттуда быстро вычищают – конкуренция существует и в этой области. А вот в старых регионах типа Приэльбрусья, Домбая, нужно искать местных гидов, их можно по рекомендациям в интернет найти – хотя бы в конференциях. Я, когда бываю в Приэльбрусье, хоть пару спусков стараюсь сделать со Славой Руничем, Кириллом Анисимовым – они работают гидами по фрирайду и даже тем, кто себя считает сильными лыжниками, у них есть чему поучиться. А тем, кто катается слабее, они хороших инструкторов посоветуют.

- На какой стадии инструктор нужнее - когда человек только начинает кататься или когда уже есть некоторый опыт?

– В обоих случаях. Оптимальный вариант – сначала взять несколько уроков, потом самостоятельное катание, потом снова занятия с инструктором, и так далее. Многие берут урок-другой, и им кажется, что они уже всему научились. И дальше происходит то, что называется «закатыванием ошибок» - поправить-то некому! Если не общаться с инструктором, прогресса или вообще нет, или он идет на порядок медленнее, и может быть, вообще совсем не туда, куда нужно. В результате человек умеет, скажем, спускаться по относительно пологому склону с хорошо укатанным снегом, и делает это даже красиво. Но стоит появиться свежему снегу – и все, толпы людей лежат в сугробах или в самых немыслимых позах ползут по колено в снегу. А если ты умеешь применить буквально несколько приемов, катание по целине превращается в полет, просто кайф. И сил хватит не на пару часов, а на весь день, который еще долго будешь вспоминать, как один из самых счастливых в своей жизни, причем не только горнолыжной. Или наоборот – гладкий обледеневший склон, очень жесткий. Умеешь «резать» - потрясающее удовольствие гарантировано. Не умеешь – и главной задачей становится доползти до конца трассы. Лес, бугры, крутые склоны, узкие кулуары, мокрая каша и снег с подламывающейся коркой – есть масса мест и состояний снега, для которых нужно использовать определенные приемы, которые при катанию по широкому подготовленному склону вроде и не нужны. А если ими овладел – то получаешь удовольствие и в таких условиях, при которых 90% лыжников сидят в барах. То есть я очень люблю бары, там тоже хорошо, конечно. Но как-то больше после того, как подъемники закрываются.

- В каком возрасте лучше и легче всего учить детей?

–Как только родители созрели для того, чтобы посвятить все время на склоне не себе, а ребенку. Это я без шуток. В Австрии мы однажды видели лыжника с соской, который стоял только потому, что ботинки у него доходили до середины бедер. Понятно, что ни о каком полноценном катании мамы и папы не могло быть и речи – мама выпускала ребенка, тот проезжал метров пять и попадал в объятия папы. В каждом случае, думаю, возраст индивидуален. Можно пробовать лет с трех, но точных рецептов дать не могу. Советов уже много давалось на эту тему, основной – определитесь для себя, что вы хотите: если вырастить будущего чемпиона – тогда отведите его в секцию как можно раньше, отдайте хорошему тренеру. Но готовьтесь возить его на разные склоны, к разным тренерам, готовить ему лыжи, покупать снаряжение, одежду, защиту, отправлять на сборы… Успех даром не достается, даже если ваш ребенок очень одарен. Хотите приучить его к зимнему отдыху – тогда санки, снегокат, снежные крепости, снежки. И горные лыжи. Все вперемешку. Сделайте так, чтобы он ребенок полюбил лыжи – я подхожу с этой стороны. Некоторые заставляют, через страх и слезы, иногда и палкой по попе, но мне этот метод не нравится. И обязательно наймите ребенку инструктора – тому тоже есть масса причин, взять хотя бы то, что вы и сами во время занятий сможете без помех покататься, и расстраиваться из-за неудач своего детеныша не будете. Хороший инструктор заинтересован в том, чтобы ребенку понравилось кататься, тогда родители снова принесут деньги, с большой долей вероятности, опять этому инструктору – это очевидно. Инструктор получает деньги, родители – ребенка, которому нравится кататься, и который прогрессирует.

- В горнолыжном мире ты известен не только как инструктор, редактор известного журнала, но и автор и исполнитель песен. Что это для тебя?

– Очень сложно ответить. Наверное, попытка рассказать другим о своих переживаниях, ощущениях. Я и в прозе тоже зарисовки пишу, но в песенках можно настроение подчеркнуть не только словами, но и музыкой, хотя, как пел Юрий Визбор, «…я гитарой не сильно владею, и с ладами порой не в ладах…» Ну, хотя бы тональностью и ритмом. Ведь бардовская песня - как своеобразный пароль, если человек на определенные фразы или зарисовки реагирует – значит, продолжаем разговор. Нет – значит, в этом не совпадаем. Хотя это, конечно, только один из моментов общения.

- Если ли у тебя любимые барды? Какие?

– Визбор. В первую очередь. Многие его вещи настолько мне близки, ситуации настолько «мои», что прямо какая-то мистика. Думаю, не у меня одного такие ощущения. Поэтому уже скоро полвека, как его песни поют, и, думаю, будут петь. Мне нравятся чуть ли не все его вещи – от «Мадагаскара» и других песенок начала пятидесятых, до «Цейской» и «Волейбола». И на концертах его посчастливилось бывать. Очень люблю песни, которые исполняет альпинист и бордер Сергей Бородин – когда удается пообщаться, он обязательно мне поет свои новые вещи, а я - ему. А уж если начать перечислять всех, в чьем творчестве нравится хоть несколько песенок – сайта не хватит.

- Почему, на твой взгляд, горные лыжи тяготеют именно к авторской песне и насколько это “ притяжение” реально существует?

– Какой серьезный вопрос – прямо таки философский. Наверное, в горах ты от суеты отходишь, начинаешь больше задумываться о больших вещах – любовь, вечность, кто ты на фоне этих великанов... Наступает время размышлений, раздумий. Ведь бардовская песня – она для тех, кто умеет слушать и у кого есть на это время. А в горах после катания как раз это время и наступает, а вокруг потрясающая красота, и небо близкое, и звезды здоровенные – такой лирический настрой. Но мне кажется, что раньше горы, лыжи и песни были связаны гораздо сильнее, чем сейчас. И в само понятие – горные лыжи – включалось очень многое, в том числе и песни Визбора. Пока для нас лыжи были доступны только в «наших горах», вечером была дорога или в единственный бар или – в альплагерях, например - только в соседний номер «на гитару», да и сама бардовская песня была под негласным запретом, что добавляло привлекательности этим посиделкам. Сейчас ритм жизни изменился, а поскольку горные лыжи стали модными, в горы (и в «наши», и в «ненаши») хлынул поток тех людей, которые в горах отдыхают от очень интенсивного зарабатывания денег. У них просто нет времени прислушаться к интонациям авторской песни, да и к самим лыжам они относятся, только как к фитнесу или развлечению. А ведь каждая бардовская песенка – это история, кусочек жизни, причем, как правило, совершенно реальной, и если ты кусок пропустил – концовка может быть уже совсем неинтересна. Думаю, что многие люди, живущие в современном ритме, видимо, просто «выпадают» из песни, они вспоминают какие-то несделанные дела, рука тянется к мобильнику… Да и других развлечений в горах прибавилось. Хотя я наверняка прав только отчасти. Ведь все мы, кто ездит в горы, очень разные. В этом году на Фестивале в зале гостиницы «Чегет» свободных мест не было, и принимали всех выступающих очень тепло, просто не хотели отпускать со сцены. Так что «притяжение» все-таки есть.

Продолжение следует...



Ссылки по теме:
Сайт Георгия Дубенецкого

   Интервью и статьи 
  Copyright 2003-2017 ©   Alina Trofimova    Карта сайта   Горнолыжные курорты   
skinet.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня